top of page

Иктисад и Форбс: Историческая битва журналов


Добро пожаловать, друзья, в новую главу нашего исторического путешествия! Сегодня мы обсудим два знаменитых журнала, которые существовали практически в одно и то же время, но имели разные подходы и цели.


Речь идет о Иктисад и Форбсе - двух популярных изданиях, которые оставили неизгладимый след в мире журналистики. Давайте сравним их и узнаем, почему оба были такими успешными!


История и основатели:

Иктисад, основанный в 1898 году, является одним из старейших журналов в мире. Он был создан с целью предоставить информацию о экономике и финансах, а также о важных событиях в международной политике. Журнал «Иктисад» выходил с сентября 1908 по сентябрь 1913 года на протяжение 5 лет один раз в месяц большим тиражом в 3 тысячи экземпляров и большим объемом — от 70 до 150 страниц. Всего было выпущено 60 номеров.Форбс, в свою очередь, был создан позже, в 1917 году, и приобрел всемирную популярность благодаря своему фокусу на бизнес и финансы.


Журнал Иктисад хотя и был задуман как экономический, что нашло выражение и в его названии (слово «иктисад» — арабизм, вошедший в татарский язык и означающий «экономика») на самом деле не мог быть чисто таковым лишь потому, что говорить о присутствии реальной экономики в жизни татарского общества к этому времени было ещё рано. Но, несмотря на это, шаг за шагом журнал, начиная с первого номера, начиная с азов учит читателей, основам экономики, знакомит с элементарными навыками ведения хозяйства, иногда, информируя даже по простым бытовым вопросам. Статьи «Ручная мельница», «Сепаратор», «Шитье», «Рукоделие», «Советы желающим купить молотилки», «Ручное вязание носков», «Машинное вязание носков», «Двигатель для переносной мельницы», «Фермерская мельница», «Машинное доение», «Аппарат для замешивания теста» красноречиво говорят об этом. Но редактор и его коллеги идут дальше — в статьях «Наука экономика», «Разделы экономики», «История науки экономика», «Одно из правил экономики», «Главное правило экономики» в простой и доступной форме разъясняют дисциплину экономика, знакомят с её основами и с различными экономическими теориями. Уже в первом номере Фатих Муртазин ставит борьбу с бедностью программной целью своего журнала. А для того чтобы не стать бедным надо, по его мнению, «заботиться о своем экономическом положении». Фатих хазрат Муртазин постоянно сталкиваясь, в ход своей пастырской деятельности, с нехваткой местного «мусульманского» капитала, с жалким финансово-хозяйственным состоянием мусульман Самары, в большинстве своём приехавших на заработки вчерашних крестьян и, воочию убедивших в нахождении мусульман в плачевном социально-экономическом состоянии, Фатих-хазрат приходит к выводу о необходимости поиска путей выхода из этого положения и подъёма благосостояния своих единоверцев. Он, человек, получивший хорошее для своего времени религиозное образование, выписывавший выходящие к этому времени, татарские газеты и журналы и, не найдя среди них ни одного просветительского, с точки зрения экономики, решает заняться выпуском профессионального журнала в этой сфере. По мнению Муртазина главной причиной свирепствовавшей в мусульманском обществе России бедности является незнание законов экономики и неумение пользоваться ими.

Американский финансово-экономический Журнал Форбс, одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире. Основан 15 сентября 1917 года Берти Чарлзом Форбсом.

Слоган журнала: «Инструмент капиталиста» — «The Capitalist Tool».

Сходства:

Оба журнала стремились донести информацию до своих читателей и помочь им принимать осознанные решения. Они привлекали экспертов со всего мира, чтобы осветить различные аспекты экономики и бизнеса. Иктисад и Форбс были источниками вдохновения и знаний для многих людей, которые стремились развиваться и достигать успеха в своей карьере.


Отличия:

Однако, Иктисад и Форбс имели свои уникальные особенности. Иктисад, нацеленный на анализ экономических тенденций и политических событий, был изданием с более формальным стилем письма, но старался нести практическую пользу людям того времени, но сами люди не были грамотными и не вели финансово-экономическую деятельность как на Западе. В то время как Форбс, по сути, был более практичным и предлагал практические советы для успешного бизнеса, он также содержал интересные истории успеха и интервью с влиятельными личностями.

Учитывая проживание основного мусульманского населения России в сельской местности, журнал на своих страницах очень много места отводит освещению жизни мусульманских деревень. Статьи под названиями «Сельская жизнь», «Не хватает земель», «Лесоводство», «Башкирские леса», «Наши деревни», «Из жизни крестьян», « Жизнь на дачах», «Сельские нужды» свидетельствуют об этом. А статьи под названиями «Борьба с засухой», «Против сусликов», «Мельникам нужны машины», «Почему не уродилось сена на лугах», «Пожары в деревнях», «Выбор мест для колодцев», «Агрономы участков», «Наставление земледельцам», «Качество пшеницы», «Рытье колодцев на песчаных участках», «Земледелие», «Раздел земель», «Новые правила», «Кредиты сельчанам», «Как получить землю?», «Землеустроительный кредит», «Кто из покупателей земли может воспользоваться помощью Землеустроительного комитета?» побуждают мусульман к участию в общественных работах, вооружают их научными знаниями в области агрономии, помогают мусульманам узнать пути улучшения состояния, как самих деревень, так и существующих способов земледелия.

Статьи под названиями «Промышленность», «Отрасли промышленности», «История промышленности» говорят о вере их авторов в светлое будущее мусульманских народов, в создание мусульманами, если не самостоятельной национальной высокоразвитой промышленности, то хотя бы собственных отраслей, таких как текстильная, кожевенная, мануфактурная, пищевая и т.д.

Понимая значение торговли в жизни мусульманских народов, «Иктисад» знакомил читателей с рынками сбыта, побуждал своих единоверцев к активной торговле. Именно на это были нацелены статьи под названиями «Спрос на российскую мануфактуру в Манчжурии», «Кожаные базары России», «Беспошлинная торговля для России в Манчжурии и Западном Китае», «Иран и Монголия — новые базары для предприимчивых», «Российско-иранская торговля», «Торговля между Россией и Монголией», « Путешествия торговцев», «Торговцы мусульмане в Японии», «Мусульманская торговля в Казани», «Торговля и производство в Бухарском ханстве», «Торговля хлопком в Фергане», «Торговля каракулем в Бухаре», «Торговля фруктами в Средней Азии», «Первый опыт привоза на рынки Оренбурга мяса из Сибири» и другие.

В статьях «Таможенная пошлина и тарифы», «Привоз товара из-за границы», «Транзит и каботаж», «Состояние экономики в Турции», «Промышленность в Турции», «Прикладное производство в Египте», «Как строят здания во Франции», «Экономическое положение балканских стран» и других журналисты «Иктисада» ссылались на иностранный опыт, писали о состоянии экономики других стран и о торговле и методах его ведения заграницей.

Но даже в такой традиционной для татар сфере как торговля авторы констатировали стагнацию и советовали читателям выходить за рамки обычной, мелкой торговлей, развивать различные виды торговли, совершенствоваться в этом деле.

Чётко понимая что о «татарской» промышленности не может быть и речи, а мусульманское (в частности татарское) население в основном занято лишь сельским хозяйством и торговлей, авторы журнала неоднократно подчеркивали насущную необходимость в развитии ремесел, разного рода промыслов. Именно об этом говорили статьи «Наши ремесленники», «Развитие производства читек-кявеш» (национальная кожаная и резиновая обувь прим. автора), «История одежды и мануфактуры», «Книгопечатание», «Ремесло и богатство», «Лесной промысел», «Обучение ремеслу», «Как обогащает ремесло», «Влияние ремесла на характер», «Бумажное производство», «Оптика». А непосредственным каноническим доводом для необходимости развития ремёсел авторы использовали хадис пророка Мухаммада (мир ему) «Ремесло — путь к избавлению от бедности». Не малое место в журнале уделяется проблеме обучения мусульман банковским и финансовым делам, открытию бухгалтерских курсов. Муртазин сам состоял членом правления Самарского кредитного общества и прекрасно знал об отдалённости мусульманского населения от этого дела. В статьях «Кредиты сельчанам», «Землеустроительный кредит» и другие преследовалось желание помочь единоверцам в кредитной сфере.

Авторы журнала проводят чёткую связь между уровнем производственной занятости мусульман и их социальным статусом в российском обществе, обращая внимание на полное отсутствие у мусульман профессиональных кадров по экономике, высококвалифицированных рабочих. Занятость последователей Ислама лишь в сфере неквалифицированного труда журналисты напрямую считают одной из основных причин бедности мусульманской уммы (нации). Прогресс нации в представлении авторов не в малой степени заключался и в необходимости профессиональной подготовки национальных кадров, в повышении квалификацию мусульманских рабочих. Об этом говорилось в статьях «Как обогащает профессия?», «Виды профессий», «Влияние профессии на характер» и другие.


Популярность и наследие:

Оба журнала были великими источниками информации и вдохновения для своих читателей. Иктисад, хотя и меньше известен за пределами своей страны, но был известен на весь исламский мир, был безусловным лидером в отечественном экономическом журналистике. Форбс, с другой стороны, стал брендом, распространяющим свои издания во всем мире и становясь символом успеха в бизнесе.


Иктисад и Форбс - два журнала, которые оставили свой след в истории мировой журналистики. Несмотря на то, что они имели разные подходы и цели, оба журнала были знаковыми и популярными в свое время. Иктисад предлагал глубокий анализ экономических событий, в то время как Форбс предоставлял практические советы для успешного бизнеса. Без сомнения, оба издания были ценным ресурсом для своих читателей и оставили огромное наследие в мире деловой прессы.Хотя они уже не существуют в исходной форме, их влияние продолжает ощущаться и вдохновлять новое поколение журналистов и предпринимателей.

Так что, если вы интересуетесь экономикой, финансами или просто историей деловой прессы, обязательно посмотрите, что сделало Иктисад и Форбс такими популярными в свое время.

Наша команда энтузиастов-предпринимателей, экономистов и журналистов с 8 мая 2018 года занимается возрождением Журнала Иктисад в новом обличии с кардинально другим слоганом нежели у Журнала Форбс.

Поэтому обращаясь к Вам наши уважаемые читатели, мы просим поддерживать наш важный проект и помочь в его возрождении в совершенно новом обличии.

22 просмотра0 комментариев

Comments


bottom of page