top of page
Фото автораЛяйсан Сафина

Чем опасно распространение недостоверной информации?

Всевышний Аллах запретил Своим рабам ложь во всех её видах. Ислам побуждает каждого человека всегда убеждаться в достоверности того, что он рассказывает, и запрещает передавать дальше всё, что он слышит, если не считает это правдивым.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:


وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ ۚ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَٰئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا

(смысл): «И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания, ведь слух, зрение, сердце – все они будут в День суда об этом спрошены». («Сафват ат-тафасир», сура аль-Исра, 36)


То есть не говори ничего без знания об этом, не говори, что видел, если не видел, не говори, что слышал, если не слышал, а если будешь так говорить, то за это будешь отвечать перед Всевышним в Судный день.

Каждое наше слово, каждая буква записывается ангелами, уполномоченными Всевышним записывать слова и дела каждого человека. Поэтому ничего из того, что мы говорим и распространяем, не останется скрытым от Аллаха.


مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ

(смысл): «Человек не проронит ни единого слова без того, чтобы его не записали ангелы, приставленные к нему – Ракиб и ‘Атид». («Сафват ат-тафасир», сура Каф: 18)


Каждый человек должен помнить об этом и следить за своим языком. Он должен понимать, что ему лучше молчать, чем говорить и распространять сомнительную и недостоверную информацию.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:


مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاَللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوْ لِيَصْمُتْ

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». (Бухари, 6018; Муслим, 47)


К сожалению, в последнее время в связи с появлением интернета и новейших средств связи распространение недостоверной информации приняло массовый характер. Социальные сети и мессенджеры стали площадкой для массового продвижения различных слухов и вбросов. Особое место среди этих площадок занимает WhatsApp, который держит пальму первенства.


Множество пользователей этого мессенджера пересылают информацию огромному количеству абонентов, не убедившись в её достоверности и иногда даже не до конца прочитав пересылаемое сообщение


Мы должны понимать, что в Судный день будем отвечать за каждое пересланное нами сообщение, какому бы количеству людей мы его ни отправляли. Также мы в ответе и за тех, кто отправлял наше сообщение дальше другим абонентам.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк сказал:


كَفَى بالمَرْءِ كَذِباً أنْ يُحَدِّثَ بِكُلِّ ما سَمِعَ

«Для того, чтобы солгать, человеку достаточно передавать дальше всё, что он услышит». (Муслим, 5; Абу Давуд, 4992)


Передаётся множество хадисов Пророка с таким же смыслом. Все эти хадисы указывают, что если человек передаёт дальше все услышанное или пересылает все полученные по мессенджеру сообщения, он обязательно солжёт.


От Абу Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

‏بِئْسَ مَطِيَّةُ الرَّجُلِ : زَعَمُوا

«Сколь плохим верховым животным является для человека слово "утверждают"». (Имам Ахмад, 17075; Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 763; Абу Дауд, 4972)


Пророк ﷺ сравнил слово «утверждают», которое человек предпосылает своим словам, с самым плохим верховым животным. В наше время это не только животное, но и любой транспорт, на котором человек хочет отправиться в путь, чтобы достичь цели.


Многие из нас используют слово «утверждают» только в тех случаях, когда дело касается безосновательной и недоказанной информации, то есть сплетен. Пророк ﷺ порицал такие разговоры и строго велел сначала убедиться в достоверности информации, которая передаётся другим.

Исходя из всего вышеприведённого, получается, что человек, распространяющий непроверенную и недостоверную информацию, становится обычным лжецом. А Ислам и ложь – два несовместимых понятия, ибо мусульманин не может быть лжецом.

От Сафвана бин Салима (да будет доволен им Аллах) передаётся:


أَنَّهُ قِيلَ لِرَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ جَبَانًا؟ قَالَ: " نَعَمْ " قِيلَ: أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ بَخِيلًا؟ قَالَ: " نَعَمْ " فَقِيلَ لَهُ: أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ كَذَّابًا؟ قَالَ: " لَا "

«Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спросили: "Может ли мусульманин быть трусливым?" Он ответил, что может. Далее его спросили: "Может ли мусульманин быть скупым?" – "Да, может", – отвечал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). И, наконец, его спросили: "Может ли мусульманин быть лжецом?" – Пророк ﷺ ответил: "Нет, никогда"». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 4472)

Ложь является не только харамом (запретной), но и считается одним из признаков лицемера. Человек, занимаясь бесполезным и ненужным для себя делом, причисляет себя не только к лжецам, но и к лицемерам.


От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:


آيَةُ المُنافِقِ ثَلاثٌ: إذا حَدّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أخْلَفَ، وَإِذَا ائتُمن خَانَ

«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт». (Имам Ахмад, 8685; Бухари, 2686; Муслим, 59; Тирмизи, 2631; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 4465)

 

Ложь не дозволена мусульманину ни при каких обстоятельствах, даже если дело касается мелочей, на которые люди обычно не обращают внимания. Нельзя приукрашивать рассказ, добавляя к нему всякие небылицы.


Однако, несмотря на это, мы распространяем непроверенную информацию и всякие сообщения. Человек не знает автора сообщения, которое получил, не знает даже, от кого он это сообщение получил, но отправляет его максимально возможному числу контактов, не думая о вреде, который он наносит не только себе, но и тем, к кому придёт эта информация.


Праведные люди говорили, что прежде чем сказать одно слово, просто слово, в котором нет лжи, обмана и тому подобного, человек должен хорошенько подумать: принесёт ли это слово пользу. Только убедившись в том, что оно принесёт пользу, его можно произнести. Сегодня же многие говорят слова, о которых будут сожалеть. Как часто мы видим извинения тех или иных пользователей соцсетей, которые распространяли недостоверную информацию?


Поэтому, прежде чем рассказать что-то, опубликовать в соцсетях какую-то информацию или переслать сообщение по мессенджеру, нам следует подумать, будет ли от этого нам польза.


Источник: islamdag.ru

28 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Untitled

Comments


bottom of page